"На творчество меня всегда вдохновляла жизнь и то, что в ней происходит, а любовь и расставания – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Так что меня вдохновляли оба эти процесса."
"На творчество меня всегда вдохновляла жизнь и то, что в ней происходит, а любовь и расставания – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Так что меня вдохновляли оба эти процесса."
22 года назад прошел под знаменем "Рок против наркотиков" Московский музыкальный фестиваль Мира 1989, причем главным парадоксом был не лозунг а ля «пчелы против меда», а тот факт, что в «Лужниках» выступали мировые легенды «тяжеляка» - Bon Jovi, Ozzy Osbourne, Scorpions, Mötley Crüe, Cinderella, Skid Row, а также наши, отечественные звезды, «Парк Горького» (Gorky Park). С тех пор прошло много лет, прежде чем иные из зарубежных артистов (и даже наших – ведь «Парк Горького» распадался) вновь выступили в столице нашей Родины.
Конечно, Scorpions с 1997 года с завидной периодичностью посещали россиян, радуя своей тогда еще хорошей концертной формой не только жителей Первопрестольной. Оззи, переменив пол-состава, но все еще с Закком Уайлдом, хоть и спустя почти 18 лет, показал свою задницу (во всех смыслах) в Злагоглавой. В 2009 мы вновь увидели Mötley Crüe и бывшего вокалиста Skid Row Себастьяна Баха, спустя год (пусть и с некоторыми потерями) доехали и сами Skid Row. Активизировался и «Парк Горького», пусть и в несколько ином составе. Черед был (не считая Джейсона Бонэма, выступившего тогда, в 1989, на джеме) за группами с почти неизменным за последние четверть века составом - Cinderella и Bon Jovi.
Но теперь, после 17 июня, можно точно сказать, что «скромненький» Джон проиграл Тому – «Золушка» наконец устроила настоящий бал, пусть и не во дворце, а в Арене – клубе «Arena Moscow». Около 20.00 можно было на полпути от метро «Динамо» к клубу встретить людей, испрашивающих «лишние билетики», чтобы потом их раза в полтора дороже перепродать, а близ самого заведения глаза натыкались на очередь пусть и не громадную, но все-таки протягивающуюся метров на 10 и заворачивающую за угол забора.
Вошедший в клуб (уже и не новый, но еще и не столь часто посещаемый московскими любителями тяжелой музыки), по размерам и вместительности занимающий промежуточное положение между «Б1 Ма…», простите, просто «А2», и Дворцом спорта «Лужники», имел возможность, осмотревшись по сторонам, зайти в туалет слева и поглядеть и приобрести мерчандайз у столика справа. Кроме скудного ассортимента дисков (впрочем, и сама группа-то выпустила всего четыре альбома) присутствовали туровые футболки, на которых, среди прочих строк была написана и такая: «MOSCOW, GER». Н-да, видать, цыганская путь-дорога, не приведя пока домой ни музыкантов, ни их менеджмент, совсем затуманила им головы, и они решили, что в 1945 немцы победили, и столица России относится к великой Германской империи.
Впрочем, спустя несколько минут после официально обозначенного на афишах начала концерта эти курьезные маечки покупали, не заостряя внимания на ошибке – люди старшего возраста просто реализовывали мечту купить настоящий, «фирменный» (а не самостоятельно изготовленный или самопальный, как 22 года назад) мерч любимой группы детства, а люди молодые, возможно, и не задумывались о том, кто кому там полвека назад проиграл.
Собрались действительно люди разных возрастов – от 14-15-летних подростков в косухах и их гламурных подружек до солидных мужчин лет этак 50 в сопровождении высокомерных светских спутниц немного моложе. В 20.15 клуб еще не набился до аншлагового состояния, но проход в первые ряды был уже значительно затруднен. Не было сомнений в том, что проходившие в бар сразу после захода в клуб посетители среднего возраста с первыми песнями американцев станут грудью прокладывать себе дорогу к ограждению у сцены, но все-таки (а быть может, именно поэтому) стоило застолбить себе место если не в первых рядах, то хотя бы в максимальном близком им центральном районе танцпола. От большего меня лично удерживало ожидание друга, которому я заранее купил билет, и который теперь опаздывал.
Впрочем, Карл Томас Кифер со товарищи пока и не торопились выходить, запустив фанерой вместо своего блюз-хард-рока песни других приблюзованных мужиков, например, композицию «Cowboys From Hell» за авторством Pantera. В отсутствие разогрева юноши стали слэмиться под сию фонограмму, а ностальгирующие же господа явно «за тридцать» снова стали вспоминать о давно прошедших фестивалях – теперь уже о том, что был не в 1989-м, а в 1991-м, с Metallic’ой, AC/DC и – тогда еще малоизвестной – Panter’кой.
Олдфажеское хвастовство в духе «А я был перед Ангусом прямо!» и «Да меня сам Ларс ударом по бочке вместе с тремя ментами на пять метров отбросил!» плавно перешло в обсуждение предстоящих концертов (обязательный пункт у многих - Twisted Sister, Lake Of Tears, Dark Tranquillity), и вот уж полночь близилась, а Золушки все не было… Билет сообщал, что ее туфельки ступят на сцену в 21, но расстояние между этим моментом и мигом превращения кареты в тыкву сократилось еще на 25 минут, прежде чем заиграла песня AC/DC (ага, только что о них вспоминали вкупе с Метлой и Пантерой) «Rock and Roll Ain't Noise Pollution», припеву которой подпели почти все. Публика достаточно разогрелась, погас свет, раздался пьяный мужской ор, перекрываемый девичьими визгами, и появились главные герои вечера, зарядив в 21.30 «открывашкой» «Once Around the Ride».
Не самая их лучшая песня, на мой взгляд (хотя они начинают ею почти все концерты нынешнего отрезка тура), но аудитории в первых этак двадцати рядах было достаточно одного вида исполнителей и какого угодно трека, чтобы взбеситься! Стены порядочно забитого зала стали сотрясаться не только от плотных и немного тягучих риффов, но и от толкотни, которая образовалась из-за коллективных прыганий и борьбы за место перед сценой.
Но это было простительно – ведь само название следующей песни, «Shake Me», призывало растрясти кости – свои и соседские. Перед «Heartbreak Station» Кифер сказал, что рад вернуться в Москву после долгих, очень долгих лет. Если не ошибаюсь, он даже произнес что-то вроде «Это словно возвращение домой» - и сыграл перебор из «Coming Home», а только потом начал играть переборы из «Heartbreak Station». Спустя три песни было исполнено и само «Coming Home», но сперва отгремели хоровые припевы «Somebody Save Me», танцевальные ритмы «The More Things Change», и затесавшийся между ними хит группы - знаменитые слайдовые отзвуки «Night Songs». Первая песня группы, которую я услышал когда-то, давшая название первому альбому глэмстеров, конечно, вживую звучала менее атмосферно, но сам факт исполнения наполнял сердце тревожной радостью.
Раз уж речь зашла о концертном саунде, то отмечу, что оно было, разумеется, не идеальным, но вполне пристойным. Первая песня прозвучала немного кашеобразно, но ближе к середине сета звук постоянно выравнивался до приличного уровня. Временами разве что мне недоставало более яркого звучания лидер-гитары на соло – но оспаривать тот факт, что каждый инструмент был отлично слышен рядом с соответствующим ему монитором, я не берусь.
Плотное, насыщенное звучание, мощные риффы, уместные проявления виртуозности (после «Second Wind» музыканты взлабнули фрагментик из «Love Gone Bad», легко перейдя в беззаботный гитарно-клавишный джем с приоритетом гитар, конечно), - пусть и своеобразной, блюзовой, когда не важно, сколько нот в секунду ты играешь, важно как звучит каждая эта нота. Временами «южное» звучание гитар немного перекрывало басы самой бас-гитары Эрика Бриттингэма и бочку ударника Фреда Коури, но в целом каких-то серьезных претензий к звуку и игре инструменталистов предъявить нельзя – даже когда лажали (было-было!), они умели сымпровизировать продолжение «лажовой» ноты так, что она уже не казалась таковой.